Обозначение значков и символов на панели приборов автомобиля
Содержание:
- Обзор
- Покраска «жидкой резиной»
- Genesis GV80
- В какую сторону необходимо откручивать болт и гайку шкива коленвала, по часовой или против?
- Вот как выглядит приборная панель новой Mazda 3 2019 года
- Основные символы
- Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели
- Для гибридных авто
- Расшифровка цветов лампочек
- Лампочки систем безопасности
- Цвет
- Ford Thunderbird (1980)
- Вот как работают ручка переключения автоматической коробки передач
- Какие лампы в приборную панель лучше установить
- Обработка жидким винилом
- Pontiac Bonneville SSE (1988)
- Значки на приборке Пассат Б8
- Информационные дисплеи на приборной панели для технических сообщений и предупреждений.
- Панели приборов VAZ VDO (светодиодная)
- Приборы освещения
- Коды ошибок
- Символы неисправности систем автомобиля и предупреждения о безопасности.
- Индикаторы гибридных авто
- Принцип построения
Обзор
Покраска «жидкой резиной»
Резиновая краска отлично смотрится на приборной панели автомобиля. Она позволяет сделать шероховатое, приятное на ощупь покрытие, которое не дает солнечных бликов, стойкое к влаге, быстро сохнет. При нанесении краска с резиной не пахнет, не образует швов, стыков и не пузырится. К минусам относится риск поцарапать поверхность при механическом воздействии, но его можно устранить путем лакировки торпеды на 2-3 слоя. Резиновую краску наносят из баллончика в 3 слоя, давая каждому тщательно просохнуть. Обычно для окрашивания панели хватает одного баллона объемом 400 мл.
Жидкая резина Kudo
Genesis GV80
В какую сторону необходимо откручивать болт и гайку шкива коленвала, по часовой или против?
Вот как выглядит приборная панель новой Mazda 3 2019 года
Основные символы
Индикатор | Что означает |
Значение этой лампочки заключается в предупреждении водителя о том, что поднят рычаг стояночного тормоза. Он всегда горит, когда рычаг поднят. Если же изображение появилось в ходе езды, это, вероятнее всего, говорит о возможных неисправностях в работе тормозной системы. | |
В зависимости от модели авто, этот символ может иметь как красный, так и синий оттенок. В первом случае он свидетельствует о слишком высокой температуре силового агрегата, в этом случае водитель должен заглушить мотор и удостовериться в том, что ДВС не кипит. Возможно, из-за поломок в работе системы охлаждения закипел тосол. Синий знак говорит о не прогретом двигателе. В том случае, если изображение моргает, это говорит о неполадках в электроцепи. | |
Всегда загорается при включении зажигания. Если изображение появилось при запущенном ДВС, это говорит о том, что в системе снизилось давление масла, как правило, это свидетельствует о недостатке жидкости. В зависимости от авто, сообщение о недостатке масла может быть дополнено надписью Oli Min. | |
Индикаторный символ аккумулятора говорит о том, что напряжение в электросети машины снизилось. Также он может сообщить о разряде АКБ, неработоспособности генераторного узла, а также о наличии других неисправностей в работе бортовой сети. |
Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели
Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.
Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:
- лампа давления в смазочной системе;
- лампа исправности аккумулятора;
- лампочка включения ручного тормоза.
Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.
Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.
Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.
Самая простая процедура в ремонте панели — замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.
Для гибридных авто
Поскольку гибридные автомобили сегодня — не новшество, предлагаем вам ознакомиться с описанием их индикаторов.
Символ | Определение |
Аккумулятор. Такой символ говорит о проблеме в работе аккумулятора. В частности, имеется в виду невозможность зарядки аккумулятора. Чтобы решить проблему, нужно проверить работоспособность аккумулятора. | |
Слишком низкий заряд. К аккумуляторам это не относится, речь идет о высоковольтной батарее. | |
Необходимо как можно быстрее зарядить батарею. | |
Мощность транспортного средства снижена. | |
Не работает гудок предупреждения пешеходов. | |
В работе каких-либо систем гибридного транспортного средства зафиксированы проблемы. Водителю необходимо самостоятельно выявить неисправности. | |
Машина готова к эксплуатации, все системы работают в норме. | |
Происходит зарядка высоковольтной батареи, необходимо подождать. | |
Возникли проблемы в работе электрического привода машины. |
Расшифровка цветов лампочек
Графические обозначения у разных автопроизводителей несколько отличаются, но все же имеют единую группировку по цвету подсветки, на что можно опираться в понимании, что происходит с транспортом:
Красные иконки загораются, предупреждая об опасном рабочем режиме. Устранение поломки требует немедленного вмешательства, а продолжение движения крайне нежелательно, т.к. может быть опасно отказом систем или даже выходом из строя силового агрегата. Красный сигнал – аварийный;
Индикаторы желтого или оранжевого цвета предупреждают о сбоях в работе, неисправностях или необходимости выполнения действий по управлению
Достаточно запомнить, что загорается «желтый» — значит уделите повышенное внимание управлению;
Лампочки с зеленой или синей подсветкой информируют об активности сервисных функциях транспортного средства. Их главное назначение напоминать о включенном функционале.
Вариации информационных значков на панели приборов
Лампочки систем безопасности
Значок | Что значит |
При включении такой лампы на приборной панели также должен появиться текст. Как правило, данный значок используется для напоминаний, к примеру, о незакрытой двери или необходимости замены моторной жидкости. | |
Такой индикатор используется редко, но он говорит о некорректной работе системы контроля стабильности машины. Авто желательно как можно быстрее отвезти на СТО. | |
Лампа подушек безопасности говорит о возможном отсутствии контакта либо поломке устройства преднатяжителя ремешка. При появлении этого значка можно ожидать того, что подушка сработает в любой момент, поэтому проблему нужно быстро решать. | |
Индикатор обозначает, что система боковых подушек безопасности не активна. | |
Зеленый или красный ключ появляется при включении иммобилайзера. Также ключ появляется после включения сигнализации. Если ключ не загорается после включения противоугонной систему, нужно проверить ее работоспособность. | |
Гаечный ключ появляется при выявлении неисправностей в работе трансмиссии. Обычно ключ пропадает после замены масла. Но иногда ключ свидетельствует о действительно серьезных проблемах. | |
Выход из строя сигнализации. | |
Вместо ключа может проявиться такой символ. Такой значок более актуален для спортивных автомобилей, он сообщает о некорректной работе одно из механизмов коробки передач. Иногда лампа появляется при повышенном уровне температуры трансмиссионной жидкости. | |
Неисправность ГУР или ЭУР. Нужно произвести более тщательную диагностику. | |
Недостаток уровня тормозной жидкости, следует долить. | |
Некорректная работа системы ABS или ее полное отключение. Если проявляется при включении зажигания и исчезает после запуска мотора, то с системой все в порядке. | |
Свидетельствует об износе тормозных колодок. | |
Такой значок появляется при выявлении неполадок в работе двигателя автомобиля. Это может быть крутящий момент двигателя, проблема с зажиганием, составом топлива в двигателей и т.д. В любом случае, лучше лишний раз проверить двигатель автомобиля. | |
Понижение уровня мощности двигателя. Обычно восстановить мощность двигателя можно заглушив его, и заведя через минуту. | |
Проблема в работе каталитического нейтрализатора двигателя. Вероятнее всего, катализатор двигателя перегрет. | |
Уровень антифриза двигателя слишком малый, нужна диагностика и долив. | |
Необходимость замены моторной жидкости или плановое ТО. | |
Нужно поменять воздушный фильтр автомобиля. | |
Говорит о непристегнутом ремне безопасности. | |
Перегретая трансмиссионная жидкость. | |
Недостаток трансмиссионного масла в системе. | |
Поломки или некорректная работа некоторых узлов автоматической трансмиссии. | |
Автоматическая трансмиссия по определенным причинам заблокирована. | |
Нужно прочистить или произвести замену кислородного регулятора (лямбда-зонда). | |
Неполадки в работе или отключение системы слежки. | |
Не работает система ночного видения. | |
Отключен режим overdrive. |
Подробнее о замене лампочек на приборке сказано в видео (автор видео — Big Ben 87).
Цвет
Для начала разберемся в цветах, которые имеют значки на приборной панели. Как правило, красный цвет символов свидетельствует о возможных серьезных неисправностях либо же нерешенным вопросом безопасности транспортного средства. Кроме того, символы красного цвета часто используются в качестве напоминаний, к примеру, о включении стояночного тормоза.
Оранжевая или желтая расцветка индикаторов говорит о том, что тот или иной узел или механизм транспортного средства нуждается в обслуживании и даже ремонте. Как показывает практика, в большинстве случаев, когда оранжевый символ мигает, водителю необходимо максимально быстро обратиться за помощью к специалисту или произвести диагностику узла.
Что касается символов зеленого или синего цвета, то обычно они применяются только для того, чтобы проинформировать водителя о том, что все в автомобиле работает нормально. В принципе, на этом можно закончить этот пункт и перейти к расшифровке. Следует начать с более важных и серьезных индикаторов и обозначений (автор видео — Дамир Галлямов).
Ford Thunderbird (1980)
В восьмом поколении этой модели проявились черты приборной панели будущего. Кроме того, колесная база автомобиля была короче, чем у предшественников. Фактически, это переработанная платформа Mustang, которая получила название Fox. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым двигателем объемом 3,3 и 6.0 литров.
Производитель надеялся, что технологии будущего минимизируют разочарование от маломощного, прожорливого мотора. При этом базовые комплектации оснащались стандартными аналоговыми приборами. Электронный спидометр и указатель уровня топлива устанавливались за дополнительную плату. Цены варьировались от 275 до 313 долларов (около 850 и 960 долларов, соответственно, в 2019 году). Стоимость зависела от вариации панели. Покупатели также могут заплатить 316 долларов за популярное в то время «социальное медиа».
От Thunderbird электронные приборы перешли в Mercury Cougar. Обе модели сняты с производства после 1982 модельного года. После этого Ford несколько лет не занимался цифровыми приборами, не выпускал автомобили, оснащенные ими.
Вот как работают ручка переключения автоматической коробки передач
Какие лампы в приборную панель лучше установить
Прежде всего, при выборе ламп в приборку оптимальным решением будет использование светодиодов. Такое решение наиболее эффективно, так как диоды светят ярко и равномерно, а также имеют большой срок службы.
- Светодиоды отличаются небольшими размерами, при этом светят ярко. Благодаря такой особенности их можно устанавливать практически в любом месте (в области щитка, использовать для подвески кнопок, регуляторов и других элементов).
- Диоды не сложно перепаять, при этом даже небольшое их количество позволяет получить равномерную и эффективную подсветку. При помощи диодов можно реализовать как однотонную, так и комбинированную подсветку панели приборов. Для этого используют красные, зеленые, синие или белые светодиоды для приборной панели, а также используют их в различных комбинациях.
- Диодные лампы имеют низкое энергопотребление, что означает меньший разряд АКБ при включении подсветки, легкость запуска двигателя при включенной подсветке и т.д.
Диодная подсветка панели приборов может быть выполнена следующим образом:
- При помощи отдельных светодиодных элементов. Данный метод позволяет организовать качественное освещение, при необходимости можно сделать тюнинг (ставятся диоды разного цвета).
- С использованием диодной ленты. В этом случае можно поменять общее цветовое решение можно проще и быстрее (лента имеет самоклеющуюся основу), однако в плане оригинальности лента проигрывает отдельным диодам. Также минусом является частая необходимость замены всей ленты при условии перегорания диодов в цепи.
Обработка жидким винилом
Жидкий винил, как и резиновая краска, реализуется в баллончиках и успешно используется для окрашивания различных частей автомобиля. Даже тонкий слой винила защищает торпеду от повреждений, придает прочность. Материал не боится ультрафиолета, мороза, перепадов температур. Порядок нанесения винила таков:
- баллончик со средством хорошо встряхивают в течение минуты, чтобы содержимое стало однородным;
- распыляют первый слой, который будет служить связующим и должен быть довольно тонким;
- выжидают полчаса, затем наносят еще один слой;
- спустя еще некоторое время последовательно выполняют 2-3 дополнительных слоя винила, просушивают не менее 4 часов;
- в период сушки не допускают попадания пыли на поверхность, всячески исключают контакт с мусором.
Жидкий винил для салона авто
Pontiac Bonneville SSE (1988)
В 1987 году модель подверглась кардинальной модернизации. Она уменьшилась в размерах, стала переднеприводной, получила несколько цифровых экранов на приборной панели. Но настоящим экспонатом стало рулевое колесо. Инженеры разместили на нем 9 кнопок, чтобы водитель мог управлять радио и регулировать температуру в салоне, удерживая обе руки на руле.
В целом дизайн интерьера был похож на концептуальную композицию. Девять дополнительных кнопок, собранных вместе на центральной консоли, позволяют переднему пассажиру регулировать положение кресла.
6000 STE получил аналогичное рулевое колесо, но с 12 кнопками. Размещение подушек безопасности вынудило Pontiac разработать более компактную версию многофункционального рулевого колеса в начале 1990-х годов.
Значки на приборке Пассат Б8
В последнем поколении автомобиля, производитель решил полностью отказаться от механики. Приборка представляет цельный, крупногабаритный дисплей с установленными на нем имитациями стрелок и лампочек. Условно панель можно разделить на три зоны.
- Тахометр. Здесь отражается информация по оборотам двигателя и температуре ОЖ в двигателе.
- Зона спидометра. В области расположены указатели скорости и уровня топлива в баке. Опционально могут устанавливаться дополнительные индикаторы.
- Центральная часть – широкоформатный дисплей. Здесь выводится основная информация о работе бортовых систем автомобиля, ошибках и неисправностях.
Информационные дисплеи на приборной панели для технических сообщений и предупреждений.
В последние годы во всех современных автомобилях производители стали устанавливать в приборную панель информационные дисплеи, которые созданы в первую очередь для того, чтобы сообщать водителю более подробную информацию об автомобиле, а также о многих работающих системах в автомобиле. Как правило этот информационный экран установлен в машине по центру приборной панели.
На авторынке в наше время существует огромное количество автомобилей, которые оснащены подобным экраном, данный экран способен выводить на дисплей различную информацию об ошибках, различные предупреждения и т.п. сигналы.
Панели приборов VAZ VDO (светодиодная)
Можно поставить более красивую и удобную панель на LED индикаторах, так называемую VDO панель. Здесь VDO — это производитель панели.
Подключение VDO на автомобиле «Калина» | ||
1 | Розово-белый | К электроусилителю руля |
2 | Голубой с белым | К контрольному сигнализатору аварийной сигнализации |
3 | Серо-голубой | К датчику аварийного давления масла |
4 | Коричнево-голубой | К выключателю стояночного тормоза |
5 | Желто-голубой | К блоку управления иммобилизатора |
6 | Черный | К блоку управления подушкой безопасности |
7 | Желтый | К выключателю наружного освещения |
8 | Голубой | К переключателю указателя поворота правому |
9 | Голубой с черным | К переключателю указателя поворота левому |
10 | Бело-голубой | К ЭБУ |
11 | . | К датчику износа тормозных колодок |
12 | . | К датчику ремней безопасности |
13 | Черный | К блоку управления противобуксовочной системы |
14 | Красно-голубой | Клавиша «RESET» на подрулевом переключателе |
15 | Розово-голубой | К датчику уровня тормозной жидкости |
16 | Черный | К ABS |
17 | Зеленый | К выключателю дальнего света фар |
18 | Белый | К регулятору освещения комбинации приборов |
19 | Коричневый | Масса панели |
20 | Бело-красный | Клемма «30» |
21 | Оранжевый | Клемма «15» |
22 | Желто-красный | К датчику расхода топлива |
23 | Оранжево-белый | Клавиша МК «вперед» |
24 | Бело-черный | Клавиша МК «назад» |
25 | Черно-белый | Датчик наружной температуры (-) |
26 | Желто-зеленый | Датчик наружной температуры (+) |
27 | Розовый | Датчик уровня топлива |
28 | Серый | Датчик скорости |
29 | Зелено-белый | Датчик температуры ОЖ |
30 | Коричнево-красный | Тахометр (низковольтный) |
31 | . | Служебный. Диагностика панели. |
32 | Коричнево-белый | Клемма «L» реле-регулятора генератора |
Приборы освещения
Символ | Обозначение |
Значок включения головного освещения, если горит зеленым, то оптика функционирует нормально. | |
Бортовой компьютер зафиксировал неполадки в работе головного освещения, автовладелец должен заняться диагностикой проблемы, поскольку неработоспособность оптики влияет на безопасность вождения. Причины могут быть разные, начиная от перегорания самой лампы и заканчивая неисправностями в электроцепи и перегоранием предохранителей. | |
Индикатор активации дальнего освещения. В зависимости от модели автомобиля, значок может быть не только синим, но и желтым или зеленым. | |
Блок управления сообщает об активации автоматической функции переключения источников света. В более старых авто таких значков на приборке нет. | |
Появление данного символа обусловлено обнаружением проблем в функционировании устройства регулировки уровня осветительного потока. То есть свет фар отрегулировать не получится. Проблема может заключаться в плохом контакте устройства с электроцепью, выходе из строя самого регулятора. Нужно произвести проверку. | |
Блок управления сообщает о наличии неполадок в проводке, в частности, речь идет о задней оптике. Фары либо не работают, либо работают неполноценно, причина также может крыться в плохом контакте с электроцепью. Данный индикатор может также сообщать о неработоспособности стопов. | |
Включены противотуманные фары. | |
Тоже противотуманки, только теперь речь идет о задних фарах. | |
Включено габаритное освещение. |
Если вы заметили, что индикаторы не просто горят, а стали моргать, или хотя бы один из них, это говорит о неполадках в работе электроцепи. К примеру, причина может быть обусловлена перегоранием источников освещения либо поломкой контроллера или датчика. В любом случае, такие проблемы требуют оперативного вмешательства.
Коды ошибок
Отдельно выделяется группа ошибок. Коды существуют для своевременного обнаружения и устранения поломки. При включении зажигания на дисплее приборки могут всплывать трех или четырехзначные числа, подкрепленные буквенными аббревиатурами.
Для детального считывания и расшифровки ошибок обычно применяется сервисное оборудование. Мастер при помощи компьютера со специальной программой может установить, что значит, каждый символ и где необходимо искать поломку.
Расшифровку обозначений по разным автомобилям привести в одной статье невозможно, каждая модель машины имеет уникальный набор комбинаций, не дублирующийся аналогами.
Символы неисправности систем автомобиля и предупреждения о безопасности.
Если Вы увидите на приборной панели указанные значки-символы, то обратитесь друзья напрямую к дилеру или в автосервис как можно быстрее
Внимание! Символы (значки) указаны в порядке их важности, от серьезных к менее серьезным предупреждениям
Значок загорается вместе с появлением предупреждения-сообщения на приборной панели. В Европейских автомобилях желтый знак(цвет) означает неисправность системы контроля устойчивости. |
|||
Индикатор не активных боковых подушек безопасности. |
|||
Предупреждение о не пристегнутых ремнях безопасности водителя и переднего пассажира. |
|||
Предупреждение о непрестегнутых ремнях безопасности задних пассажиров. |
|||
Индикация сигнализации автомобиля / Значок Иммобилайзера. |
|||
Ошибка коробки передач. Неисправность АКПП. |
|||
Предупреждение о перегреве АКПП или системы привода. |
|||
Перегрев коробки передач или проблема со сцеплением. |
|||
Слишком большая температура масла в коробке передач. |
|||
Неисправность усилителя рулевого управления. |
|||
Стояночный тормоз (ручник). |
|||
Низкий уровень тормозной жидкости. |
|||
Антиблокировочная тормозная система. |
|||
Символ о износе тормозных колодок. |
|||
Проблемы с электронным управлением тормозной системы. |
|||
Неисправность электрического стояночного тормоза (ручник). |
|||
Предупреждение о необходимости нажать педаль тормоза перед запуском двигателя или перед переключением коробки передач. |
|||
Система контроля за давлением в шинах. При появлении проверьте давление. |
|||
Check Engine — Чек двигателя. Подробнее здесь… |
|||
Проверьте электрооборудование двигателя. |
|||
Снижение мощности двигателя. |
|||
Неисправность двигателя. |
|||
Лямбда-зонд. Индикатор неисправности датчика кислорода. |
|||
Не закрыт бензобак. Воздух в топливной системе. |
|||
Символ, указывающий на наличие информационного сообщения в системе. |
|||
Необходимость ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля. |
|||
Перегрев или неисправность катализатора. |
|||
Низкий уровень охлаждающей жидкости. |
|||
Проблемы с охлаждением двигателя / Низкий уровень охлаждающей жидкости. |
|||
Проблема с электронной системой управления дроссельной заслонкой. |
|||
Индикатор загрязнения воздушного фильтра. |
Индикаторы гибридных авто
Более продвинутые гибриды отличаются сложной конструкцией мотора. Здесь внедрено большое количество электроники и специфических устройств. Аналогично отличаются и индикаторы панели.
Обозначение | Расшифровка |
Основной аккумулятор находится в процессе зарядки. После наполнения емкости лампа гаснет. | |
Две иконки идентичного значения. Сигналы говорят, что гибридный мотор переведен в режим электрической тяги. | |
Оба значка говорят о том, что машина исправна и готова к движению. | |
Обнаружена критическая поломка мотора или электрической цепи. | |
На борту имеется поломка, необходимо машину показать мастеру. | |
Ошибка подпитки аккумулятора. На некоторых моделях говорит об отсутствии заряда на элементы питания двигателя. |
Принцип построения
Восприятие и переработка информации о состоянии летательного аппарата и его систем является основным содержанием деятельности лётчика. Темп поступления информации характеризуется как высокий, что обусловлено динамикой полёта Л. А., при этом на лётчика действуют ряд факторов, существенно мешающих восприятию — перепады давления, шумы и вибрации, перегрузки, изменения освещённости и температуры в кабине. При полёте вне видимости земли (ночью или в облаках) лётчик обращается к показаниям приборов от 50 до 150 раз в минуту, задерживая взгляд на каждом на время 0,3-0,9 сек. За это время в принципе невозможно считывать показания, и лётчик лишь убеждается, что стрелка прибора или индикатор приблизительно находятся в положении, соответствующем данному режиму полёта. При необходимости точно считать показания, взгляд задерживается на более длительное время — до нескольких секунд.
При ручном управлении Л. А. основными приборами, которыми пользуется лётчик, являются авиагоризонт, вариометр, высотомер и указатель скорости. При этом на авиагоризонт лётчик смотрит в пять раз чаще, а на вариометр в три раза, чем на остальные названные приборы. Поэтому эти приборы должны располагаться в центре приборной доски, напротив взгляда. Приборы, измеряющие связанные параметры, должны находится рядом. Необходимо учитывать, что физиологически человеку проще переносить взгляд горизонтально, а не вертикально. Кроме того, чёрный цвет фона приборнорй доски действует угнетающе.
По выработанной системе, в одноместной кабине пилота на приборной доске в центре находятся главные пилотажно-навигационные приборы, слева находятся вспомогательные, а справа — приборы контроля силовых установок и самолётных систем, а также сигнальные табло. В двухместной пилотской кабине пилотажно-навигационные приборы находятся перед каждым пилотом в центре — то есть справа и слева от середины доски. Средняя часть приборной доски занята приборами контроля СУ и систем. Сигнальные табло устанавливаются в ряд на козырьке приборной доски или в верхней части.
Грамотная компоновка приборной доски очень важна для нормальной работоспособности лётчика и разработчики стараются соблюдать основные требования авиационной эргономики. Это в равной степени также относится к приборным доскам остальных членов экипажей летательных аппаратов.
См. также: