Что содержится в катализаторе

Как происходит добыча палладия?

Добыча палладия происходит на основе данных методов, но тогда полученный драгметалл будет содержать много примеси, а это снизит его стоимость.

Самым приемлемым выступает гальванический метод или электродуговое нагревание. Но многие предпочитают нагревать катализатор до высокой температуры (500 градусов) и производить фторирование. Применение такой методики предполагает добычу практически чистого палладия, но с содержанием фтора.

После этого он остывает до 100 градусов и, используя минеральную кислоту, очищается. Это позволяет добыть из фтористого раствора чистый металл без примесей.

Современная промышленность применяет и другие методы добычи драгметаллов, которые способствуют получению чистого металла платиновой группы. Но недостатком можно считать необходимость одновременного огромного количества автомобильных устройств для перерабатывающего процесса, ведь ради крупиц, пусть и дорогих, нет смысла начинать весь процесс.

Способы и средства для чистки

На сегодняшний день существует несколько вариантов очистки катализатора от сажи и нагара. Основными из них являются:

  1. Очистка в целях профилактики с помощью чистящего средств проводится при пробеге от 70 000 до 100 000 км без предварительного демонтажа с машины.
  2. Механическая чистка.
  3. Тщательная промывка.

Будет полезно: Как сделать автомобильный прицеп своими руками?

В последних двух случаях предполагается снятие и неполная разборка катализатора. Для профилактики можно приобрести специальные составы. К примеру, средство Hi — Gear HG 3270 пользуется особой популярностью среди автомобилистов. Смесь просто наливается в бак с топливом, после чего транспорт можно продолжать использовать в обычном режиме.

Механическая прочистка выполняется с помощью мелкой наждачки и компрессора. Эта методика не особо эффективная, так как при этом устраняются только загрязнения снаружи, то есть нагар и сажа останутся в сотах.

Специалисты из автосервисов советуют для чистки разобранного катализатора пользоваться жидкостью ABRO. Несмотря на то что она применяется для обслуживания карбюраторов, нейтрализатору она тоже может стать очень полезной. Любители иногда пытаются промыть катализатор на машине с помощью этанола, керосина и иных химических веществ. Но лучше не экспериментировать с подобными веществами.

С чего начинается вождение в автошколе

Каталитический нейтрализатор в автомобиле

Говоря простыми словами, катализатор — это устройство для фильтрации выхлопных газов. Но, в отличие от обычного фильтра, нейтрализатор очищает выхлоп путем химических реакций, в которые вступает активное вещество. Отметим, что даже нейтрализатор не справляется со стопроцентной очисткой, он рассчитан лишь на снижение содержания следующих компонентов выхлопных газов:

  • углеводороды;
  • окись азота;
  • оксиды углерода.

Именно эти газы относятся к числу парниковых и приводят к самым страшным последствиям. Например, смог вблизи больших автотранспортных магистралей возникает по причине многократного превышения содержания углеводородов (сажи) в воздухе. Окись углерода и азота — ядовитые газы, из-за которых выхлоп имеет характерный запах. Их вдыхание на протяжении даже небольшого периода времени приводит к летальному исходу.

На каждый из этих трех компонентов выхлопа воздействует свой тип преобразователя:

  1. платина;
  2. родий;
  3. палладий.

Также в более совершенных типах каталитических конвертеров на поверхность сот, через которые проходит выхлоп, напыляют золото. Как видим, это все дорогие драгоценные металлы. По этой причине замена нейтрализатора — удовольствие не из дешевых.

Принцип же работы основан на химических реакциях: когда молекулы, например, оксида азота вступают в реакцию с родием, атомы азота связываются и оседают на пластинах, а высвобождается кислород. Также проводятся реакция окисления — за счет резкого повышения температуры выхлоп окисляется, а вредные элементы в нем попросту сгорают и оседают на сотах.

Отметим, что для нормальной работы каталитического нейтрализатора требуется, чтобы в топливно-воздушной смеси поддерживалась постоянная пропорция кислорода к топливной взвеси. На входе и на выходе из нейтрализатора установлены датчики кислорода, которые анализируют состав выхлопных газов. Если регистрируется превышение углерода или азота, на бортовой компьютер подается соответствующий сигнал.

Как отличить платину от серебра

Стоимость этих драгоценных металлов сильно отличается. Поэтому некоторые «умельцы» нередко продают серебро под видом платины. Различить эти два металла помогут такие способы:

  • Цвет. Оттенок платины светлей, чем у серебра. К тому же она не тускнеет и не темнеет.
  • Вес. Платина – весьма тяжелый материал, а серебро не отличается большим весом.
  • Проверка «на зуб». Платина – плотный материал, и ее невозможно прокусить или оцарапать. Если металл поддался от любого механического воздействия, то перед вами изделие из серебра.
  • Плотность. Чтобы узнать этот параметр, опустите изделие в сосуд с водой и измерьте объем вытесненной жидкости. Полученный результат разделите на массу украшения. Получится значение, равное 21,45. Такой результат говорит, что перед вами платина. А вот цифра 10,5 означает серебро.
  • Нагревание. Платина тугоплавкий металл, ей не страшны даже высокие температуры. Поэтому без опаски подносите изделие к открытому огню. Если металл не плавится, значит, перед вами платина. А вот серебро намного быстрей поддается действию температур.

Если вы приобрели украшение, а его подлинность вызывает сомнение, то, конечно, лучше отнести его ювелиру. Если это невозможно, то проверьте металл дома, воспользовавшись тестами, приведенными в материале. Но учтите, что подобные опыты не гарантируют 100% результат. Хотя откровенную подделку они выявят.

Устройство катализатора и его разновидности

Существуют три вида катализаторов, разделяющихся по принципу работы:

  • Фильтрующий (катализатор дожигания)
  • Химический
  • Магнитно-стрикционный (МСК)

Катализатор дожигания, в свою очередь, делится на два типа:

– Керамический катализатор

– Металлический катализатор

Внутренняя структура катализатора представляет собой соты, выполненные из керамики или металла. По функциональности они идентичны, но катализатор из металла более надежен, тогда как керамические соты довольно хрупки. Стоит металлический катализатор дороже керамического.

На соты наносится тонкий слой платино-иридиевого сплава, который и обеспечивает окисление выхлопных газов. Платина и иридий – дорогие металлы, отсюда такая высокая стоимость катализатора.

Сам катализатор помещается в корпус из нержавеющей стали.

Двусторонние

Устройство катализатора выхлопных газов двустороннего типа позволяет выполнять сразу несколько задач:

  1. Запустить процесс окисления угарного газа в углекислый;
  2. Окислить несгоревшие углеводороды (частично сгоревшее или несгоревшее топливо) в воду и углекислый газ благодаря реакции горения.

Такие катализаторы чаще всего применяются для дизельных двигателей.

Трехсторонние

Трехсторонний катализатор авто появился еще в 1981 году в целях снизить объемы вредных веществ, попадающих в атмосферу. Этот тип нейтрализатора позволяет выполнять более обширный спектр задач, а именно:

  1. Превращать окиси азота в кислород и азот.
  2. Окислять угарный газ в углекислый газ.
  3. Окислять несгоревшие углеводороды в воду и углекислый газ.

Также существуют дизельные катализаторы и нейтрализаторы для моторов, работающих на бедных смесях.

Помимо этого катализаторы отличают по материалу, из которого изготавливается картридж устройства. Исходя из этого, выделяют:

Керамические нейтрализаторы

Это стандартные модели оснащенные конструкцией в виде сот. Сам керамический элемент в этом случае покрыт платиноиридиевым сплавом.

Если говорить о недостатках таких моделей, то практически все автолюбители выделяют хрупкость керамического устройства, которое достаточно ударить об камень, чтобы соты рассыпались. Также изделие может повредиться если на прогретом авто заехать в лужу, капли воды попавшие на раскаленный нейтрализатор приведут к его поломке.

Помимо этого соты могут распасться в случае неполадок в системе зажигания машины. Например, если топливо воспламеняется не сразу после запуска двигателя, а с небольшой задержкой. В этом случае несгоревшее топливо будет собираться в резервуаре выпускного тракта (то есть в катализаторе) и как только скопившийся бензин взорвется, все соты разрушатся.

Также в таких катализаторах накапливается керамическая пыль, которая попадает в камеру сгорания, а в некоторых случаях даже в цилиндры двигателя.

Единственное преимущество керамического нейтрализатора – это его низкая стоимость.

Металлические нейтрализаторы

Конструкция этого типа отличается повышенной надежностью и прочностью, благодаря чему такой катализатор может выдерживать механические нагрузки на протяжении довольно долгого времени. Соты, установленные в изделии, отличаются своей упругостью, добиться этого удалось благодаря их спиралевидной форме и металлу.

Однако, несмотря на надежность такого нейтрализатора, он также как и керамический «боится»:

  • Некачественного или этилированного топлива.
  • Масел или антифриза, которые попадают в камеру сгорания.
  • Некачественных технических жидкостей для промывки систем, купленных «с рук» или от непроверенного производителя.
  • Переобогащенных топливных смесей.
  • Долгой работы на холостом ходу.

Спортивные

Такие катализаторы также выполнены из металла, однако их пропускная способность намного выше стандартных металлических и керамических изделий. Благодаря этому нейтрализаторы этого типа придают автомобилю дополнительную мощность (от 7% до 20%). Правда, такого результата можно достигнуть только при условии, что в машине установлена прямоточная система выхлопа. При этом катализаторы отвечают экологическим требованиям Евро 4 и 5.

Спортивные модели самые надежные, но их стоимость самая большая.

Исходя из такого большого количества недостатков стандартных моделей, и появились теории о том, что нейтрализаторы приносят больше вреда для самого автомобиля, нежели пользы для экологии. Однако избежать большинства неприятностей можно, если своевременно менять изделие. К слову, катализатор автомобильный ремонт не предполагает, поэтому вышедший из строя элемент необходимо менять.

Чем еще может навредить мастер?

Последние вопросы

Методы обогащения отходов

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.


несколько следующих стадий

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Сотовые каталитические преобразователи

Внутри корпуса катализатора находятся два небольших блока. Оба с торцов покрыты тонким слоем из дорогостоящих металлов. Сами блоки пронизаны множеством отверстий, за счет чего блоки и называют сотовыми. Все вместе образуют ту самую структуру, которая отвечает за восстановление и окисление веществ, находящихся в выхлопе. Происходит это в три этапа:

  • Восстановление. Для уменьшения выброса оксидов азота на первом блоке используется платина, родий. Как только молекулы NO и NO2 соприкасаются с каталитическим слоем, тот делит их на 2 компонента. Очевидно, это азот и кислород. Молекулы N2 совершенно безвредны;
  • Окисление. Этот этап проходит выхлоп только для того, чтобы платина и палладий во втором блоке уменьшили процент окисей углерода и углеводородов. На выходе получается безопасный CO2;
  • Контролирования потока выхлопа. Кислородные датчики «проверяют» состав и дают сигнал бортовому компьютеру, который, в свою очередь, работает с системой впрыска. Он может или уменьшить, или увеличить процент кислорода в выхлопе за счет регуляции соотношений топливо-воздух.

Запчасти на Hyundai accent

Масло моторное ACCENT sedan (MC) (11.05 — 10) Как показывает практика, исправно работает катализатор при соблюдении определенно температурного режима – около 700°C и выше. Однако, температура газов из двигателя равна примерно 500°C. Они дополнительно разогреваются за счет происходящих химических реакций. Чем температура выше, тем эффективнее работа ККД. Из-за экстремально высоких температур катализатор иногда нагревается докрасна и может оплавить смежные узлы.

В зависимости от материала изготовления сотовых блоков их делят на:

  • Металлические. Довольно дорогие, но устойчивы к механическим воздействиям;
  • Керамические. Дешевые, практичные, но при этом очень хрупкие.

Одним из недостатков катализаторов для дизельных двигателей является их малая эффективность в сокращении выбросов оксидов азота. Причина в малом нагреве. Проблему можно считать решенной, однако, доработанное устройство ставится на автомобили скорее для эксперимента. Стоит лишь ожидать их появления в заводских комплектациях. Обычно на дизелях стоят обычные двусторонние катализаторы, окисляющие угарный газ, а также несгоревшие углеводороды.

Принцип действия катализатора

На практике трехкомпонентный каталитический нейтрализатор имеет следующий принцип действия:

Выхлопные газы из двигателя попадают внутрь керамических блоков, где проникают в ячейки, полностью заполняя их.

Металлы-катализаторы палладий и платина провоцируют реакцию окисления, в результате которой несгоревшие углеводороды СН преобразуются в водяной пар, а угарный газ СО в углекислый.

Восстановительный металл-катализатор родий преобразует NOx (оксид азота) в обычный безвредный азот. В атмосферу выпускаются очищенные отработавшие газы.

Если в автомобиле установлен дизельный двигатель, то возле катализатора всегда находится сажевый фильтр. Иногда эти два элемента могут быть совмещены в единую конструкцию. Рабочая температура катализатора играет решающую роль в эффективности процесса нейтрализации токсичных компонентов. Реальное преобразование начинается только после достижения 300°С. Идеальной, с точки зрения эффективности и срока службы, считается температура от 400 до 800°С. В диапазоне температур от 800 до 1000°С наблюдается ускоренное старение нейтрализатора. Длительная работа при температуре свыше 1000°С оказывает губительное воздействие на катализатор. Альтернативой керамике, выдерживающей высокие температуры, является металлическая матрица из гофрированной фольги. Катализаторами в такой конструкции выступают платина и палладий.

Конкурирующие модели, одноклассники

Виды катализаторов

В первую очередь каталитические нейтрализаторы классифицируются по принципу работы на два типа – восстанавливающие и окисляющие. Они уже были рассмотрены ранее. Кроме типа реакций, которые протекают внутри этих устройств, оба типа различаются составом. В первых используется платина и родий, во вторых – платина и палладий. Соответственно, это влияет на стоимость детали.

Второй признак, по которому различаются детали – материал, из которого сделана сотовая сетка:

  • Керамические. Главное достоинство деталей с сеткой из керамики – низкая цена. Это обусловлено дешевизной материала и технологии изготовления. Отсюда же вытекает основной недостаток – хрупкость. Даже небольшого удара хватит для растрескивания.
  • Металлические. Отличаются долговечностью, прочностью, надежностью. Хорошо переносят воздействие влажности, удары, вибрацию, тряску. В связи с этим стоимость металлических катализаторов существенно больше, если сравнивать их с керамическими.

Следующий критерий для классификации каталитических нейтрализаторов – место установки в выхлопной системе автомобиля. По этому признаку устройства делятся всего на две категории:

  • Монтируемые на приемной трубе. Деталь может располагаться как на самой трубе, так и сразу после нее, непосредственно перед резонатором. Это удобный в плане замены и ремонта тип размещения, так как демонтировать устройство с приемной трубы очень легко.
  • Монтируемые внутри коллектора. В этом случае элемент является частью выпускного коллектора. Первый серьезный недостаток – неремонтопригодность такого катализатора. Второй – деталь быстро и сильно нагревается до критических температур.

Исходя из преимуществ, оптимальный вид нейтрализатора – керамический с установкой прямо на приемной трубе выхлопной системы. Если позволяет бюджет, лучше купить металлическую деталь.

Применение — платиновый катализатор

В табл. 77 указаны выходы, октановые числа и распределение продуктов, полученные при использовании в качестве сырья трех различных лигроинов, отличающихся содержанием парафиновых углеводородов и серы. Исследования, которые проводились каждый раз в присутствии свежей порции катализатора, показали, что регенеративный процесс с применением платинового катализатора дает возможность получать бензин с более высоким ( на 4 — 6 %) выходом.

На основе их созданы воздушно-метанольяые ЭХГ небольшой мощности. Метанольные ЭХГ характеризуются достаточно высокой удельной энергией, однако применение их сдерживается некоторыми их недостатками: карбонизацией щелочного электролита, необходимостью применения платиновых катализаторов, малыми удельными мощностями элементов с кислыми электролитами.

Для процесса каталитического риформинга предложено много различных катализаторов. Широкое промышленное применение получили алюмоплатиновый ( платина, нанесенная на окись алюминия с различными добавками) и окисномолибдено-вый ( окись молибдена, нанесенная на окись алюминия) катализаторы. Широко развивается каталитический риформинг с применением наиболее эффективного платинового катализатора.

Кинетические кривые восстановления ос — и ( 3-хлорофиллов. Ряд 1 — для ос-хлорофилла. ряд 2 — для ( 3-хлорофилла. Выделены и установлено строение продуктов на каждой ступени реакции восстановления ос — и ( 3-хлорофиллов ( схема 2.

Исходя из этого изучено их поведение в реакции гидрирования. В качестве катализаторов были испытаны Ni-Ренея, Pd и Pt на угле. Однако, восстановление хлорофилла и соланидина практически на этих катализаторах не проходило, и только после применения специально полученного платинового катализатора удалось провести реакции их гидрирования.

Гомологи бензола являются весьма ценными составными частями авиационного бензина, так как имеют высокие октановые числа. В последнее время в США разработан новый каталитический метод ароматизации бензинов, содержащих нафтеновые углеводороды СвН1г, C7HU и С8Н16, с применением платиновых катализаторов, открытых Н. Д. Зелинским еще в 1911 г. Этот процесс, названный платформингом, получил весьма быстрое распространение и начинает вытеснять другие каталитические методы ароматизации.

Реакции ( а) — ( г) практически необратимы и поэтому направление процесса определяется соотношением скоростей реакций. Для производства азотной кислоты необходимо наиболее полное окисление аммиака по реакции ( а), поэтому применяют катализаторы, избирательно ускоряющие ее. Процесс окисления проходит только при высоких температурах, однако излишне высокая температура ( свыше 900 С) приводит к образованию элементарного азота. В качестве избирательных катализаторов, ускоряющих процесс окисления аммиака до окиси азота, могут служить платина и ее сплавы с металлами платиновой группы, окислы железа, марганца, кобальта и др. До настоящего времени платина и ее сплавы являются непревзойденными по своей активности катализаторами для этой реакции. Поэтому большинство заводов, производящих азотную кислоту из аммиака, работает с применением платиновых катализаторов. Неплатиновые катализаторы, хотя и менее активные, но более дешевые также широко применяются во второй стадии окисления аммиака.

Причины неполадок в автомобильном нейтрализаторе

Рано или поздно любое устройство может исчерпать свои ресурсы. В данном случае каталитический конвертер из металла не исключение. Изделие, которое подвергается постоянной эксплуатации с нарушением её норм, обречено на поломку. Чаще всего причинами выхода из строя катализатора являются:

  • Длительные задержки при запуске двигателя;
  • Значительное увеличение расхода топливного материала;
  • Резкие спады тяги при больших оборотах;
  • Появление ранее отсутствующих звуковых эффектов в выхлопной системе.

Если проблемы были обнаружены – это означает, что каталитический нейтрализатор пришёл в негодность. Так как устройство не подлежит ремонту, его необходимо сменить на новую деталь, которая, к слову, стоит не дёшево. Примерная стоимость нового устройства составляет около 135.000 рублей.

Железный катализатор

Железные катализаторы с добавками Zn, Ai203, щелочей и других веществ получаются мало активными. Активность их несколько повышается в случае восстановления водородом при температурах около 300 — 400 С.

Железный катализатор должен быть обязательно восстановлен водородом; не исключено, повидимому, в отдельных случаях применение для восстановления и окиси углерода, а также смеси окиси, углерода и водорода.

Железные катализаторы с добавкой различных окислов металлов, восстанавливаемые при температуре до 840 С, активны только при синтезе под давлением. Эти катализаторы позволяют осуществлять синтез с значительно большей объемной скоростью и производительностью.

Железные катализаторы работают в восстановленном состоянии, температура восстановления 500 С. Процесс восстановления длителен и продолжается около 7 суток.

Железный катализатор, полученный при восстановлении водородом магнетита или прокатной окалины, и промотированный окисью калия, эффективен при 204 — 260 С. Допустимые объемные скорости почти прямо пропорциональны давлению.

Железные катализаторы ( осажденные и плавленые), промо-тированные различными добавками ( главным образом, щелочными металлами Na, К, Rb), применяют при производстве углеводородов и моторных топлив.

Железный катализатор, применяемый для жидкофазной гидрогенизации смол, нефтяных остатков и других подобных продуктов, представляет собой гидрат окиси железа, нанесенный на активный носитель. Носителем обычно служит пылевидный унос из газогенератора, получающийся при газификации угля в кипящем слое на парокислородном дутье. Применяемый носитель характеризуется определенной величиной поверхности его частиц и должен содержать 50 — 60 % углерода и 40 — 45 % золы.

Железные катализаторы в отличие от кобальтовых вследствие того, что синтез над ними протекает при более высоких температурах, легко подвержены при этом окислению кислородом воды в случае отсутствия в газе избытка окиси углерода. При наличии в газе избыточных количеств окиси углерода окисления катализатора не происходит, так как образующаяся вода реагирует с окисью углерода с образованием углекислоты и водорода. Скорость реакции конверсии при температурах синтеза значительно выше скорости окисления, поэтому высокая концентрация окиси углерода в синтез-газе и способность катализатора ускорить конверсию окиси углерода водой предохраняет катализатор от окисления и снижения его активности.

Железные катализаторы при восстановлении при высоких температурах ( 500 и выше) спекаются, приобретая металлический блеск.

Железные катализаторы, сплавные или осажденные, с добавкой различных окислов металлов, восстанавливаемые при температуре до 840, активны только при синтезе под давлением. Эти катализаторы позволяют осуществлять синтез со значительно большей объемной скоростью и производительностью.

Результаты синтеза над железо-медным катализатором, высаженным.

Железные катализаторы без меди или с небольшой присадкой меди в зависимости от условий их изготовления позволяют при давлении 15 — 30 ат вести синтез С различными объемными скоростями от 100 до 1000 и выше с рециркуляцией газа.

Железные катализаторы более эффективны, и существенным их преимуществом по сравнению с кобальтовыми катализаторами является возможность придания процессу синтеза большей гибкости. Изменяя состав катализатора, метод его приготовления и восстановления, можно управлять реакцией синтеза углеводородов. Кроме того, железные катализаторы высокопроизводительны и достаточно дешевы.

Железные катализаторы получают в разнообразных условиях. Этот катализатор при 330 и 15 am на смеси СО: Н — 1: 1 2 дает 130 г жидких и твердых углеводородов на 1 м3 газа. Предварительная обработка синтгазом ( газовая смесь, идущая на синтез) повышает активность и длительность работы катализаторов. Достаточно активны для синтеза углеводородов и железные катализаторы типа аммиачных.

Железный катализатор применяют без носителей. Для этой цели пригоден обычный катализатор синтеза аммиака, а также контакты, полученные методом осаждения или непосредственно из магнетитовых руд, и катализатор, приготовленный окислением железа ( стружек) водяным паром. Восстановление до металлического железа осуществляется водородом при 400 — 500 С. В контакте тоже оставляют 0 1 — 0 5 % щелочи.

В заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector