Разновидности тестеров для автомобильных аккумуляторов

Содержание:

Другие способы проверки аккумулятора

Чтобы проверить АКБ автомобиля, можно воспользоваться ещё несколькими методами. Некоторые из них обойдутся без специального оборудования, другие предъявят требования к познаниям в электротехнике. Однако все они довольно легко производятся даже не очень опытными автомобилистами.

Визуальный осмотр

При покупке батареи она подвергается тщательному исследованию на предмет целостности корпуса или состояния клеммных соединений. Но такая процедура просто необходима при каждом открывании капота моторного отсека. Это не займёт много времени, но сможет оградить от неприятных происшествий, которые могут произойти из-за случайной мелочи. Подняв крышку, нужно сосредоточиться на таких вопросах:

  • Наличие трещин и подтеканий на оболочке.
  • Отсутствие загрязнений. Это ускоряет саморазряд батареи. Для протирки подойдёт слабый щелочной раствор из 5 г соды на 100 г воды.
  • Чистота соединительных шпилек от светло-зелёного окисла. Шлифовку следует производить с помощью наждачной бумаги с мелким зерном.
  • Плотная протяжка контактов. Это исключит нагрев и выгорание проводов.

Тестирование нагрузочной вилкой

С помощью такого прибора создаётся аналогия мощности, потребляемой батареей во время запуска. В её состав входят клеммники, вольтметр и сопротивление. Всё действие делится на 2 этапа:

  • Первоначально замер производят на отключённой батарее через 7 часов после остановки двигателя. Если уровень электролита низок, его нужно добавить Оптимальная температура воздуха составляет + 20 градусов. Заливные пробки следует открыть. Плюсовую клемму надо подключить к положительному полюсу АКБ, минусом коснуться отрицательного электрода. Показания на дисплее отразят уровень заряда:12,6−12,9 В соответствует 100% наполнению, 12,3−12,6−75%, 12,1−12,3 В свидетельствуют о половинной готовности; 11,8−12,7 В — четверть от нормы; всё, что ниже указанных значений, указывает на посадку АКБ в ноль.
  • В работе замеры проводят на заряженном аккумуляторе. К вилке следует подсоединить нагрузочное сопротивление и собрать схему, как и при проверке на отключённом оборудовании. Следует отметить возможное появление искр на контактах из-за сильного тока, протекающего через них. Фиксация показаний происходит через 5 с после включения. Степень заряда определяется так: стопроцентная мощность соответствует напряжению в 10,2 В, 75% составит 9,6 В, 50%-9 В, 25%-8,4 В, менее 7,8 В — нулевой заряд.

Рекомендуем: Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации

Изучение уровня и плотности электролита

Эта операция возможна только на тех батареях, чья конструкция предусматривает их обслуживание. Аккумулятор во время теста должен располагаться строго горизонтально с выкрученными из банок пробками. Уровень жидкости определяется визуально: пластины должны быть погружены примерно на 1 см. Более точно установить заполнение поможет стеклянный щуп, который должен показать заполняемость каждой банки на 10−15 мм. Повысить уровень электролита следует доливом дистиллированной воды, после чего источник питания можно зарядить. Плотность можно определить с помощью кислотного ареометра, который похож на грушу со стеклянной колбой и градуированным поплавком. Замер проводят на полностью заряженном аккумуляторе при температуре 25 градусов тепла. Во время работы требуется применение средств защиты: очков и перчаток, стойких к кислоте.

Для начала проверки наконечник прибора нужно опустить в любую банку и грушей втянуть немного жидкости, чтобы индикатор свободно в ней плавал. По специальной таблице надо проверить соответствие показаний шкалы на пригодность содержимого к последующему использованию. В нормальных условиях хороший электролит обнаружит плотность 1,28 ±0,01 г/см3, а её понижение на каждые 0,01 г/см3 означает 5−6% разряд. Такая процедура должна производиться раз в полгода.

Мультиметр в помощь

Теперь к вопросу о том, как проверять аккумулятор автомобиль на предмет работоспособности. Здесь на помощь приходит универсальный прибор. Это мультиметр.

С помощью простейших моделей можно проверить:

  • показатели напряжения;
  • ёмкость;
  • заряд;
  • возможные утечки тока.

Он даст возможность понять, рабочий этот аккумулятор или нет. Причём проверить это довольно легко.

Проблема в том, что не всегда проверка работоспособности эксплуатируемого аккумулятора под капотом автомобиля проводится вовремя. Водители не реагируют до тех пор, пока не проявляются действительно серьёзные признаки. Визуально неисправность может никак не проявляться. Хотя реальный ресурс уже почти на нуле.

Самое правильное решение — это включение аккумуляторной батареи в список стандартно проверяемых параметров. Это уровень масла, количество омывающей и охлаждающей жидкости, а также давление в шинах, на которых ездит машина.

Нужно понять, как мультиметр помогает в проверке работоспособности.

Замеры напряжения

Проверка напряжения с использованием мультиметра даёт наглядное представление о текущем состоянии батареи. Поэтому провести такой тест будет полезно. Плюс он простой в реализации.

Неудивительно, ведь напряжение — ключевая характеристика для любой аккумуляторной автомобильной батареи.

Провести диагностику можно по такому алгоритму действий:

Сначала делаются замеры без воздействия нагрузки. Для этого лучше снять с АКБ клеммы и извлечь устройство из подкапотного пространства. При этом убедитесь, что аккумулятор заряжен, корпус чистый. Если вы заряжали батарею, то после завершения процедуры нужно подождать 3 часа.
Вооружитесь мультиметром. Переведите его в режим проверки напряжения. Порог измерения должен быть 20 В. Теперь щупы измерительного прибора подключите к клеммам аккумулятора. Сначала подключается минус, а затем идёт соединение с плюсом

Важно не перепутать полярность.

При исправном состоянии аккумулятора на дисплее прибора должны отображаться цифры в диапазоне от 12,4 до 12,9 В.
Теперь проведите такую же диагностику, но уже с нагрузкой. Для этого запускается двигатель

АКБ остаётся на своём месте. К подключенной батареи подводятся щупы мультиметра. Нормой считаются показатели от 13,4 до 14 В.

Если прибор показывает больше или меньше стандартных напряжений под нагрузкой и без, тогда имеются проблемы. Причём при высоких параметрах искать их нужно со стороны регулятора напряжения, либо генератора.

Заниженные характеристики требуют разбираться с самим аккумулятором. Проблема в нём.

Параметры заряда и ёмкости

Мультиметр также помогает проверять заряд и ёмкость аккумуляторных батарей.

Чтобы получить максимально точные сведения, после снятия АКБ с машины или отключения от зарядного устройства нужно выждать 5-6 часов.

Параметры заряда отражают текущие характеристики ёмкости аккумуляторной батареи:

  • если на дисплее мультиметра показано, что батарея заряжена до 12,7-12,8 В, то это 100% заряда, а также полная ёмкость;
  • при 12,4-12,6 В ёмкость снизилась до 75% от номинальной;
  • заряд в 12,2 В говорит, что от ёмкости осталось всего 50%;
  • если это 12 В и меньше, тогда параметры ёмкости составляют не более 25%.

Когда заряд падает ниже отметки 12В, это указывает на сильный разряд. Уже при 10,5 В батарея считается глубоко разряженной. Ошибочно считать, что глубокий разряд — это приближающиеся к 0 В значения.

Практика показывает, что при падении заряда меньше 10,5 В, восстановить АКБ бывает сложно. Не всегда это получается.

Проверка утечки тока

Ещё с помощью мультиметра проверяют ток утечки. В этом случае нужно переключить прибор в режим измерения силы тока, то есть сделать из него амперметр.

Только помните, что небольшая утечка является нормой для любого современного автомобильного аккумулятора. При этом значения не должны превышать 10-80 мА.

Чтобы выполнить проверку, необходимо:

  • отключить зажигание, извлечь ключ из замка, закрыть двери, но оставить открытым окно;
  • выключить всех потребителей;
  • переключить прибор в режим амперметра;
  • снять минусовую клемму;
  • плюсовой щуп подключить к АКБ, а минусовой к снятому проводу.

Теперь смотрите на дисплей измерительного прибора. Если цифры превышают допустимые значения, тогда есть избыточная утечка.

Определить источник проблем довольно легко. Можно просто поочерёдно извлекать предохранители и клеммы и следить, как меняются значения на табло. Если в какой-то момент цифры вернулись в норму, то причина в системе или устройстве, которые сидят на снятом предохранителе.

Предохранители ВАЗ 2106

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Проверка показателей с включенным двигателем

Рассмотрим следующую возможность проверить состояние аккумулятора автомобиля когда авто находится в рабочем состоянии. Нужно измерить напряжение аккумулятора при заведенном двигателе, показатели должны находиться на уровне 13,5 – 14,0 Вольт. В случае повышенных цифр, более 14,2 Вольт можно сказать о низком заряде батареи и также о том, что генератор работает усиленно.

Важно правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность. Один из способов сделать это – оставить включенным двигатель, но выключить приборы и освещение

Выключив источники потребления электроэнергии, сделайте замер — на шкале должно быть число равное 13,6 Вольт. Теперь нужно включить ближний свет, отметите при этом снижение показателей напряжения на 0,1-0,2 Вольт.

После этого постепенно, каждый раз делая замеры, включите другие источники потребления энергии – магнитолу, кондиционер, световые приборы. Показатели с каждым разом должны снижаться незначительно. Если же напряжение после этих шагов падает заметно, значит, имеется износ щеток генератора, и он работает не на полной мощности. Показатели в 12,8-13,0 Вольт при включенных электроприборах считаются допустимыми. Если они становятся ниже – аккумуляторная батарея разряжается быстро и скорее всего, требует замены.

Зимой обязательно перед эксплуатацией следует проверить работу аккумулятора. Напряжение может быть повышенное, из-за низкой температуры ночной, но в этом нет ничего страшного. Если электроника автомобиля в порядке, то примерно через 10 минут напряжение снизится до обычного в 13,5 вольт. Когда такое не происходит, то начинается перезаряд АКБ, вследствие чего она работает на максимальной отдаче и может случиться выкипание электролита. Так же одной из причин низкого напряжения может быть банальное окисление контактов. После проверки этой версии, и её подтверждении, прочистите контакты шкуркой.

Особенности диагностики емкости аккумулятора автомобиля мультиметром

Процедура измерения емкости АКБ обычно возникает в том случае, когда запуск силового агрегата невозможен.

Прежде чем проверить этот рабочий параметр девайса, рекомендуем ознакомиться с некоторыми нюансами:

  • на полностью заряженном аккумуляторе параметр плотности рабочей жидкости должен составить примерно 1.24 г/см3;
  • если значение плотности падает хотя бы на 0.04, это сообщает о неполной зарядке аккумулятора, его заряд снизился примерно на 25%;
  • если же вы заметили, что величина плотности упала на 0.08 г/см3, то уровень заряда батареи упал вполовину, то есть на 50%.

Если говорить непосредственно о процессе проверки, то процедура диагностики заключается в измерении величины напряжения на выходах девайса. При этом нагрузка на бортовую сеть авто должна отсутствовать. Если диагностика покажет, что емкость в аккумуляторе максимальная, это значит, что уровень напряжения на контактах девайса равен 12.6 вольт.

Контроль плотности электролита

Проверка аккумулятора

Также для определения степени заряженности в процентах от первоначального значения можно использовать ареометр (измеряет плотность электролита). При осуществлении замера данным способом также потребуется специальная таблица.

Соответствие плотности электролита и количества заряда

Плотность Емкость, %
1,27-1,29 100
1,23-1,25 50-70
1,11-1,13

Данный метод обеспечивает примерный результат, точное значение параметра с его помощью определить невозможно. Отличается он сравнительной простотой – достаточно обеспечить доступ прибора для измерения емкости аккумулятора во все банки (открыть их), затем набрать жидкость в ареометр и записать полученное значение, которое затем сравнить с таблицей.

Виды тестирующего оборудования

Из всего многообразия тестеров для аккумуляторов автомобилей самым распространённым считается прибор под названием мультиметр. Он измеряет множество показателей и проверяет работоспособность всей системы. Основные замеры, которые водитель может проводить для АКБ своего автомобиля, это:

  • измерить силу тока в цепи;
  • проверить напряжение;
  • узнать, какое в цепи сопротивление;
  • проверить состояние свечей и катушек;
  • провести диагностику полупроводников;
  • оценить частоту оборотов двигателя.

Самые функциональные и универсальные тестеры легко подключаются к бортовому компьютеру и передают результаты исследования на него. Для популярных моделей производители также предусмотрели световые индикаторы.

Существует и другая классификация такого оборудования. Она связана с особенностями конструкции и может быть двух типов:

  1. Аналоговые измерители. Это самые простые приборы, оснащённые шкалой и стрелками. Достаточно выбрать именно ту шкалу, которая отвечает за конкретный параметр, и начать измерение. Однако такие изделия не отличаются большой точностью.
  2. Цифровые или электронные тестеры. Принцип действия тот же, однако сам прибор функционирует практически без погрешностей. Информация о результатах будет выводиться на электронное табло.

Пользоваться тестером автомобильных аккумуляторов несложно. Сначала этот аппарат переводится в требуемый режим. Максимальное значение того или иного критерия на приборе нужно выставлять больше, чем номинальное на конкретном аккумуляторе, потому что может быть как нехватка, так и превышение показателя. Щуп черного цвета соединяют с отрицательной клеммой батареи, а красный — с положительной. Далее прибор всё измерит сам и покажет значение на экране. К примеру, если будет показано напряжение менее 12 Вольт, то батарея уже наполовину разряжена.

В автомобильных тестерах современного поколения применяется специальный нагрузочный тест. Прежде всего, он измеряет степень напряжения в оборудовании. На основании полученных данных можно понять, необходима ли замена батареи, или её ещё можно восстановить. При этом необходимо помнить, что могут быть погрешности вследствие использования прибора в различных температурных условиях.

Основные разновидности тестеров, которые предназначены для оценки работоспособности аккумуляторов, – это вольтметр и мультиметр, а также нагрузочная вилка.

Проверка плотности жидкости внутри АКБ

И, конечно, без проверки плотности жидкости нельзя сказать о полном перечне способов, определить исправность. Хотя имеется и минус данного способа, из-за того что многие устройства не разбираемые и в них не получится погрузить прибор. В других же случаях когда имеется возможность добраться до содержимого, можно провести необходимое измерение. Для проведения потребуется другой прибор — ареометр. Измеряется плотность таким образом – в банку батареи опускается измерительный прибор, затем заливается электролит, и наблюдают процесс поднятия либо поплавка прибора, либо палочек внутри, до нужного показателя. Заряженный аккумулятор имеет такую плотность электролита:

  • 1,26 г/см3 – полный заряд;
  • 1,20 г/см3 – заряд на 75%;
  • 1,16 г/см3 – заряд наполовину;
  • 1,08 г/см3 – требуется полный заряд;

Ознакомившись с тем, как проводится диагностика автомобильного аккумулятора, вы можете выбрать подходящий для вас способ. Но, исходя из практики и содержания всех методов, самым простым и легким остается такой, где можно самому измерить напряжение автомобильного аккумулятора мультимером. Но с учетом того, что данный вариант проверки не совсем точен, из-за невозможности подачи нагрузки аналогичной силе которую дает стартер, более точно узнать о состоянии можно на специальной диагностической станции. Имеющиеся в их распоряжении приборы позволят правильно оценить ресурсы и проверить АКБ автомобиля тестером, именуемым нагрузочной вилкой.

Выбор аккумулятора для автомобиля

Прикуривание автомобиля

Мультиметры

Для начала важно акцентировать внимание на том, что существуют бытовые и промышленные диагностические мультиметры

Это достаточно универсальный тестер, позволяющий узнать много полезной информации про АКБ на вашем авто.

Самый востребованный тестер. К основным возможностям, которыми обладают мультиметры для оценки состояния автомобильных аккумуляторов, относят:

  • определение наличия обрыва цепи;
  • измерение силы тока;
  • замеры сопротивления;
  • параметры напряжения.

Сами мультиметры бывают аналоговыми и цифровыми. Они отличаются лишь дисплеем, на который выводится информация. Плюс точность цифровых моделей несколько выше.

Аналоговые приборы представлены в виде тестера со стрелочным экраном, где под стрелкой находится шкала измерений. В зависимости от того, в каком режиме работает мультиметр, стрелка переходит на нужную шкалу при переключении. Но сейчас аналоговые мультиметры почти не используются. Это связано с их точностью и появлением более совершенных электронных моделей.

Работать с цифровым прибором значительно проще. Дисплей представлен в виде электронного табло, где меняются отображаемые параметры в зависимости от режима. Преимущество мультиметра электронного типа в том, что он считывает десятые и сотые части измеряемых значений. Порой даже отклонение в пару десятых указывает на неисправность, а аналоговый прибор их не заметит.

Функционал мультиметров разнообразен. Но обычно они позволяют делать замеры напряжения, силы тока, сопротивления и пр. Нужно лишь переключить прибор в нужный режим и задать интервал измерений. Плюс устройства дополняются некоторыми опциями в виде пищалок, подсветки, термопары, цветного дисплея и пр.

Но в случае с обслуживанием АКБ некоторые возможности у мультиметра отсутствуют.

Если вам нужен тестер, предназначенный для измерения параметров ёмкости у аккумулятора автомобиля, тогда мультиметр вряд ли поможет. Тут стоит воспользоваться иными приборами.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Чтобы понять принцип работы нагрузочной вилки, необходимо знать, для чего она нужна. Это специальный прибор, задача которого протестировать заряд аккумулятора как источника питания в различных режимах. За сравнительно небольшую плату его можно приобрести в любом из автомобильных магазинов.

Теперь посмотрим, из чего складывается конструкция этого тестера:

  • корпус для защиты всего механизма;
  • вольтметр для замеров напряжения;
  • пара щупов для подключения прибора с АКБ;
  • спираль сопротивления, выполненная из листовой стали.

В целом, конструкция у разных моделей вилок принципиально одна и та же, но могут иметься небольшие отличия. Толстый провод обычно подводится к «плюсу», а «минус» закреплён на специальном кронштейне на задней крышке корпуса. Чтобы иметь возможность контролировать батареи с небольшой ёмкостью, достаточно одной спирали сопротивления, а более мощные АКБ тестируются приборами с парой спиралей. Желательно изучить мануал по эксплуатации, прежде чем приступать к тестированию устройства.

В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки

Этот тестер наверняка будет полезным тем автолюбителям, которые хотят продлить эксплуатационный ресурс своей батареи. Однако наибольшую ценность он представляет, когда приобретается авто на вторичном рынке. В этом случае нагрузочная вилка поможет установить основные характеристики батареи, чтобы понимать, когда её нужно будет заменять на новую.

Обычным мультиметром получить такие развёрнутые сведения не удастся. Для того чтобы иметь полное представление, потребуется нагрузка. Именно вилка способна имитировать реальный режим нагрузки.

Как проверить новый аккумулятор?

Проверка автомобильного аккумулятора перед покупкой — это очень важная процедура. Во первых — при использовании не совсем качественной АКБ дефекты часто появляются лишь спустя определенное время, что лишает замены батареи по гарантии. Во вторых — даже при своевременном обнаружении контрафакта процедура гарантийной замены может быть довольно затяжная (проверка и оценка товара специалистами, и т.д.).

Поэтому, дабы избежать проблем, перед покупкой можно воспользоваться простым алгоритмом проверки, который на 99 % убережет от приобретения некачественных АКБ:

  1. Внешний осмотр. Нужно посмотреть и на дату производства. Если АКБ более 2-х лет — лучше его не покупать.
  2. Замеры напряжения на клеммах при помощи мультиметра. Напряжение на новой АКБ должно быть не ниже 12.6 Вольт.
  3. Проверка АКБ при помощи нагрузочной вилки. Данную процедуру иногда сами продавцы предлагают сделать, если нет, то тогда желательно потребовать проверить работоспособность автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой самому.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

Уровень электролита проверяется только на тех АКБ на которых предусмотрено обслуживание. Для его проверки нужно опустить стеклянную трубочку (с нанесенными делениями) в заливное отверстие аккумулятора. Достав до сепараторной сеточки нужно зажать пальцем верхний край трубочки и вытащить ее. Уровень электролита в трубке будет равным уровню в батарее. Нормальный уровень 10-12 мм над пластинами аккумулятора.

Нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца

Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

Тюнинг Оки своими руками

Как проверить АКБ

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Возможно ли проверить работоспособность без специальных приборов

Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если под рукой вообще нет никаких приборов? К сожалению, чудес не бывает, и оценить состояние «батарейки» голыми руками при помощи бубна и варёного яйца не удастся.

Единственный, более-менее реальный метод — попытаться запустить двигатель. Если стартер крутит бодро — всё отлично. Если с трудом — проблема. Вот такая точность в пол-лаптя, а эту проверку даже проверкой назвать сложно. Чего его проверять, если заводится? Сел и поехал. Можно, конечно, включить фары при заглушённом двигателе, посмотреть, как ярко светят, не тускнеют ли через пяток минут. Потускнели. Проблема. Причём после нашей «проверки» ещё и проблема завестись. Но опять-таки никакой точности. Яркость оцениваем на глаз, да ещё и при дневном свете. Ну и последний вариант — спросить у бортового компьютера. Если он достаточно умный, то ответит. Не особо умён – на нет и суда нет.

Вот мы и выяснили, как проверить состояние аккумуляторной батареи при помощи тестера, пары лампочек и нагрузочной вилки. Ничего сложного, с такой задачей справится любой автолюбитель.

Сейчас читают:

Как проверить заряд батарейки мультиметром

3 способа как определить реальную емкость повербанка

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Как проверить компьютерный блок питания без компьютера и устранить частые неисправности

Как сделать прибор собственными руками

Когда необходимая техника отсутствует, прибор можно сделать самому, посмотрев видео. Из готовых приборов необходимо взять вольтметр, а оставшиеся детали сооружают из подручных средств. Трудности возникнут при расчетах и создании внутреннего сопротивления, для которого потребуется ток.

Подходящим материалом является нихромовая проволока, используемая для создания нагревательных спиралей в электрических плитках. Нихромовые элементы можно заменить металлической полосой из прочих нагревательных устройств.

Для напряжения 12 В показатель тока должен находиться в рамках 80-120 Ампер, а сопротивление – 0,1-0,15 Ом. Прибор для измерения такого сопротивления сложно найти. По этой причине подбирают длину одного элемента и измеряют ток, который он пропускает. После этого совмещают несколько подобных деталей.

Самодельный аппарат делают последовательно:

  1. Подбирают нихромовую проволоку или нагревательную полосу и измеряют мультиметром до 15 А ток. Элемент должен пропускать 10-12 А.
  2. Соединяют 10 таких деталей, получая нагрузку в 100-120 А. Проволоку необходимо надежно скручивать.
  3. Полученный элемент помещают в подходящий корпус и фиксируют в нем. Если коробка небольшая, то проволоку несколько раз сгибают так, чтобы витки не касались друг друга. Параллельное соединение должно быть надежным, что обеспечивается изолирующими цилиндрами, которые устанавливают на изгибы.
  4. Концы скрутки припаивают к контактам на выходе, а снаружи – к соединительным проводам.
  5. Подключают вольтметр.
  6. Крепят на концы соединительного кабеля зажимы, которые потом подсоединяют к аккумулятору.

Когда устройство будет готово, можно проводить измерения в домашних условиях.

Нагрузочная вилка

Проверка АКБ нагрузочной вилкой

Способ является достаточно достоверным, но не получил распространения из-за отсутствия такого прибора у большого количества автовладельцев. Нагрузочная вилка имитирует нагрузку на аккумулятор – подаёт нагрузку стартера на батарею, и если такое испытание пройдено, то аккумулятор полностью отвечает всем необходимым требованиям, и не подведёт в любую погоду.

Замеры необходимо проводить в 2 этапа:

  • Без нагрузки – при замерах показания должны составить 12.5-12.7 В.
  • С нагрузкой – минимальное напряжение – 9 В. При меньших значениях необходима зарядка или замена.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector